Марат Айдагулов: Россия активно открывает рынок для мусульманских стран
Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов о том, что такое исламский банкинг и в чем его отличие от традиционных финансовых организаций, где в мире он активно развивается, а главное инвестиции из каких стран может привлечь создание такого инструмента.
В 2022 году Центральный банк РФ объявил о запуске пилотных проектов исламского банкинга в Чечне и Дагестане.
Само понятие исламской финансовой системы возникло ещё в 80-е годы XX века, за последнее же время оно стало весьма популярным в лексиконе финансистов со всего мира.
Говоря об особенностях исламского банкинга, прежде всего, необходимо упомянуть о ключевом отличии: финансирование тут осуществляется без процентов и сделок с опционами и фьючерсами, то есть, под запретом находится «риба» (ростовщичество) 1 – любая фиксированная ставка, зависящая от срока и величины займа. Получение банком прибыли как таковой при этом не осуждается, главное – эта прибыль должна быть связана с результатами деятельности, она должна являться своеобразным вознаграждением за труд и риск.
Более того, в исламе не осуждается торговая деятельность как таковая, осуждается лишь ростовщичество, поэтому исламский банкинг может рассматриваться как своего рода торговая деятельность. Если вы хотите приобрести определённый товар и заявляете об этом в банке, исламская финансовая организация покупает этот товар и перепродаёт вам, зарабатывая на наценке, при этом ясно указывает сумму понесённых затрат для приобретения – подобный финансовый инструмент называется «мурабаха» 2. Та же система работает и в случае с приобретением жилья в ипотеку: человек, по сути, выкупает каждый метр интересующей его недвижимости по определённой цене, часть из которой – наценка банка.
Из-за подобной этической ориентации и того, что банк не взимает проценты за предоставление денег в долг, в случае финансирования бизнеса банк становится скорее инвестором, а не кредитором, его прибыль непосредственно зависит от успеха финансируемого проекта, из чего вытекает следующий принцип: принцип разделения рисков. Банк, как владелец капитала, разделяет риски, связанные с реализацией бизнес-идеи, с предпринимателем – и, если проект оказывается успешен, получает прибыль как награду за этот риск, что соответствует этическим нормам ислама. Подобный тип финансирования носит название «мушакара» – 3: партнёрское финансирование за долю от прибыли. Аналогом же венчурного финансирования является «мудараба» – 4 — этот вид банковских услуг применяется при размещении депозитов. Владелец денег размещает свои финансы у партнера, который использует их для финансирования какого-то вида бизнеса. Прибыль, полученная от этой деятельности, разделяется между участниками договора.
Именно в связи с идеей разделения рисков, к слову, запрещается работа с деривативами (фьючерсами, опционами, свопами, форвардами): операции с ними характеризуются значительным риском. Также, под запретом находится финансирование деятельности, запрещенной в исламе, например, торговля алкоголем или табаком, производство свинины и торговля ей, торговля оружием, порнографическая деятельность или развитие сферы азартных игр.
В наше же время подобные организации распространены, прежде всего, в мусульманских странах, основная часть которых распространена в Южной, Юго-Восточной и Средней Азии. При этом, в каких-то из них – например, в Иране или Судане – все банки являются исламскими, а в каких-то – ОАЭ, Саудовская Аравия, Малайзия и так далее – велико присутствие и обычных банков. Также, исламский банкинг распространён в Америке, Европе и Австралии, а общий объем исламского финансирования в мире составляет более $3 трлн и может достигнуть $4 трлн на ближайшие 2-3 года.
В России в 90-е годы по такой системе работал «Бадр-Форте Банк», входивший в международную Ассоциацию Исламских Банков. Просуществовал он вплоть до 2006 года. Отдельные продукты исламского финансирования внедрялись и «Сбером», и «АкБарс Банком», в 2016 же году в Казани открылся «первый в России исламский банк».
Внедрить его предлагают через форму организации партнерского финансирования, детально же инициативу должны будут обсудить уже в сентябре на Международном банковском форуме в Казани.
Несмотря на ряд очевидных трудностей юридического характера, требующих пересмотра законодательной базы (простой пример: банкам в России запрещено заниматься торговлей, исламский банкинг построен именно на ней), реализация подобного проекта представляется весьма интересной перспективой. С одной стороны, ислам является второй по распространённости религией в России после православия, и огромное количество мусульман-предпринимателей не могут пользоваться услугами обычного банкинга в силу религиозных соображений – для них исламский банкинг необходим. С другой стороны, пользоваться подобными услугами могут, вопреки мифам, не только мусульмане. Несмотря на обусловленность религиозной этикой, исламские банки – светские коммерческие структуры, хоть и с рядом ограничений. Большая часть клиентов этих банков – люди светские, которых привлекают данные условия или стабильность финансовой системы. На самых зрелых рынках, например, Малайзии, более 50% клиентов исламских банков — не мусульмане.
Так, система исламского финансирования может стать неплохой альтернативой классическим западным вариантам, а также способствовать привлечению финансовых ресурсов из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Благодарю вас за прочтение!
С уважением, Марат Айдагулов.
Посетите мой Официальный Сайт : https://маратайдагулов.рф/
Подписывайтесь во “В Контакте”
Присоединяйтесь в “livejournal”
Читайте в «Яндекс Дзен»
Следите за новостями в «Телеграм канале»
Просматривайте «Блог»
#айдагулов марат #айдагулов марат шамильевич #айдагулов финансист #айдагулов общественный деятель